Знакомство с Непалом и начало восхождения

8 комментариев

Однажды я побывала на Эвересте. Конечно, это несколько громко сказано, ибо альпинистским восхождением я не занималась, но был трек к подножию горы Эверест, я дошла до высоты в 5300 метров.

Наш подъем занял 6 дней, а спуск 3. Мы выходили в 8-30, шли до обеда в 12-30-13-00 и снова пешком до 17-30 (крайний срок), потому что в 18-00 было уже темно.

Но обо всем по-порядку.

Сначала мы прилетели в Катманду, удивительный город по своему многообразию – разные люди, разные верования, разные взгляды, южный колорит и в то же время – гармонично все.

Раньше я думала, что это просто город, а в реальности оказалось, что это не совсем так – да, это город, но и долина одновременно, в котором оный и располагается. По прилету первое, что меня поразило – это запахи! Яркие, пряные, острые, сладкие – разные до головокружения. Второе – звуки! Город говорит на разные голоса, беспрерывно гудят автомобили, мопеды (коих здесь просто неимоверное количество), кричат птицы, разговаривают люди. Третье – цвет! Казалось бы, что в южных широтах и так достаточно яркости и цветастости за счет растительности, но нет, люди здесь одеты в самые разные одежды с неимоверными расцветками, машины (особенно автобусы и грузовики) похожи на передвижные лавки цветочных гирлянд, причем искусственных. А живые гирлянды из цветов (бархатцы в большинстве своем) продаются на каждом углу. Я уже позже узнала, что они являются дарами в местные храмы.

Катманду с высоты птичьего полета.

И что они (птицы) там могут увидеть?

Этот плотный смог висит над городом практически постоянно и даже местные авиалинии стараются прилетать в «окна», когда видимость больше, т.е. утром и вечером. Местное население носит повязки, которые продаются практически везде и очень веселеньких расцветочек — и в горошек, и в цветочек, и в птичек-кошечек.

Я тоже приобрела, правда, поскромнее и очень даже была довольна — запахов стало ощущаться меньше!

P.S. Увидели? Футбол — forever!

День у нас ушел на акклиматизацию и моральное привыкание. А на следующий день мы на местном маленьком самолетике (на 14 мест) вылетели в городок под названием Лукла, что на высоте 2800 м. И оттуда уже весь наш путь был пешком. Аэропорт там небольшой, и его взлетно-посадочная полоса является одной из самых опасных в мире, потому что самая короткая и погода в горах непредсказуемая. Когда самолет приземляется, то бежит в горку, на краю полосы стена, нет, не так — СТЕНА! И все… А взлет идет вниз, в пропасть, т.е. масса ощущений уже обеспечена.

У нас был гид проводник и трое носильщики. Все шерпы. Гид примерно моего возраста, а носильщики мальчики лет по 18-20. Там это способ выживания для местных, они живут туризмом и туристами. Сначала вот так молодежь «натаскивают» и кто поумнее и поспособнее могут в дальнейшем сами водить туристов.

Мы выходим за пределы поселения и нас встречает природа в своей первозданной красоте. Там даже временами дорог нет как таковых, есть тропки, тропинки и направления. Только в самом начале, видимо, чтобы туристы в ужасе не кидались обратно, в лоно цивилизации, проложена дорога из желтого натурального камня.

Вот они — первые шаги в этот новый для меня мир. Где-то там на горизонте видны горы, но нечетко, потому что тепло от земли создает довольно плотную дымку. Но это не страшно! Наш гид обещал, что стоит нам подняться выше 3000 м и все будет видно как на ладони (он шутник, но мы-то еще этого не знали :)). А если серьезно, то это было самое грандиозное для меня путешествие и испытание. Пока еще я вся в предвкушении. Дорога зовет..

Надо сказать, что наша группа насчитывала 5 человек – 3 девочки и 2 мальчика. Двое из них имели немалый опыт к горном треккинге, еще двое так себе и я, вообще впервые в жизни попавшая на такой маршрут. На тот момент я не представляла насколько это будет непросто, но энтузАзИзмУ мне было не занимать и раз я уже пишу эти строки здесь – значит все закончилось благополучно )). Также у нас был гид, помощник гида и двое шерпов-носильщиков, которые несли на плечах наши большие рюкзаки. У нас самих были маленькие рюкзачки, в котором находилось только самое необходимое на день перехода. И вода! Она была просто жизненно необходима, т.к. не успеешь оглянуться и вот оно обезвоживание в полный рост, а оно нам совсем не надо.

Что касается еды — на высоте выше 4000 есть не хотелось совсем. Гид об этом нас заранее предупреждал и настаивал, чтобы мы ели, даже следил. А главное, чтобы мы пили воду и в достаточном количестве. На последнем подъеме к Горакшеп я уже ничего не ела и меня чуть ли не насильственно заставляли съесть хотя бы яйцо. Получается, что на высоте выше 5000 мы были почти два дня. Чувство голода отсутствовало напрочь.

Мы вышли дружной толпой и я …растворилась в природе. Вот одно дело смотреть фотографии или фильмы про горы, и совсем другое – погрузиться в них. Теперь я понимаю, откуда Рерих черпал свое вдохновение.

Встречались нам и стада, мирно пасущиеся на довольно крутых склонах.

Первые (полу)дикие жители этих мест. Забрались высоко, фотографировать неудобно, но зуд фотографа не дает покоя 🙄 — и вот результат! Если присмотреться, то можно не только коров увидеть (на местном наречии они, кстати, зовутся «джопа», да-да, именно так), но даже собаку и пастуха.

Ну и естественно, что я пропала целиком и полностью, увидев цветы – редкие и не очень(таки я ботаник, да) в своем естественном местообитании. Просто когда их выращиваешь дома, на грядках, пытаясь всячески добиться максимального цветения и плодоношения, опрыскиваешь, подкармливаешь, в общем, делаешь все, чтобы они «цвели и пахли», а тут они растут как сорняки!

Вот такими мелкими и яркими цветочками усыпаны буквально все холмы и дороги. На непальском это растение (горечавка) будет звучать ганджакомбу (ganjacombu).

В общем, я не отлипала от фотоаппарата, на тот момент это была простая мыльница, но очень надежная:

В первой части нашего пути я все время старалась догнать основную группу, которая семимильными шагами устремилась вперед. И выдыхалась. Только я до них добиралась, где они останавливались на 5ти-минутный перерыв, как надо было снова идти. Мне стало понятно, что такой темп я не выдержу. И тогда гид, глядя на мои мучения (ха, мне казалось, что я их достаточно хорошо скрываю) посоветовал не догонять постоянно, а выбрать свой темп и ритм, пусть даже я буду отставать.

Так как я шла немного отдельно от остальной группы, то мне выделили персонального сопровождающего, там все с этим очень строго. Мы даже подружились в какой-то степени, имя в силу своего склероза, забыла. В записях где-то есть. Но не суть. Он плохо говорил по английски и гид рассчитывал, что со мной мальчик, его племянник, кстати, тоже подучится. Мы много разговаривали, я сначала пытала его как называется то или иное растение, маньяк, что ))) на второй вечер ребята решили, сначала в шутку, обучить меня правильно говорить слова на непальском, с моего акцента они откровенно ржали.

Все они только закончили школу и с огромным энтузиазмом стали обучать алфавиту и произношение, почувствовали себя учителями. Вечер долгий, в радиалку после 6 вечера не сбегает, можно только сидеть в гесте. Я послушно рисовала их палочки и крючок и пыталась произнести как можно правильнее. Это было очень весело )) и время летело незаметно.

Уже во время спуска я могла читать вывески )) А под конец смогла одолеть статью в местной газете. Вы не представляет какой гордостью светились их лица, что они смогли обучить иностранца.

Да, мне еще пели песни для лучшего понимания местных обычаев. Как-то попросили спеть русскую народную. Очень удивились их некоторой тоскливости и протяжности. Совместно решили, что это связано с равнинным расположием страны. В горах песни повеселее будут ))

Зато выяснилась интересная вещь — в условиях кислородного голодания у человека сильно обостряется его особенности, даже те, которые он скрывал. Кто-то становится излишне говорливым, кто-то молчуном, у кого-то жор просыпается. Я за время похода умудрилась выучить непальский, что могла читать газеты и немного говорить правильно.

А вот моя компания тихонько посмеивалась надо моими причудами. Правда, уже позже, по возвращению — очень оценили и постоянно брали меня с собой за покупками. Ведь местные жители в Катманду были сначала шокированы, что белый человек (явно турист на морду лица 😆 ) разговаривает с ними не на английском (который здесь является негласным официальным языком и распространен повсеместно), а на их родном, пусть даже горном наречии. Поэтому мне сразу предлагался огромный выбор с немалыми скидками 😉 .

Мы перешли через первую реку на нашем пути (потом их будет довольно много, ведь все они начинаются в ледниках, а мы туда и направляемся).

Эту реку так и называют — Молочная (Dudh Koshi). Мы были весной, когда заканчивался засушливый период и уровень воды в реках был катастрофически мал. В другое время (после сезона дождей) река разливается довольно широко (метра на 3-4 в каждую сторону). Поэтому осенью реку можно просто не узнать, даже идя той же тропой, ориентирами будут служить придорожные деревеньки.  laugh

Веревка с разноцветными флажками здесь висит не просто для украшения — это молитвы, записанные на ткани. Цвета флажков идут в строгой последовательности согласно тибетской традиции. Местные жители верят, что ветер, которые раздувает флажки, «считывает» молитвы и напрямую доносит их до Высших сил. Вот так вот, не сильно напрягаясь, все просьбы людей будут услышаны. А закон кармы там действительно действует…

Что меня удивило в людях, живущих там, в первую очередь? Это доброжелательность, терпение и их отношение к жизни. Про это можно говорить очень долго, но результатом для меня было то, что по возвращению я тоже научилась ценить те моменты, которые есть сейчас, размеренность и некая отрешенность. Стало легче жить и воспринимать людей. Ты с ними, в обществе, и в то же время рядом. Я стала больше понимать буддизм, точнее, мотивы людей, которые переходят в эту религию.

Вот пример из той жизни на фото

Это священное место, которое согласно верованию буддизма нужно обязательно обходить по часовой стрелке (чтобы строение было по правую руку), даже если тропа уходит в другую сторону. Чтобы высечь эти мантры (они не нарисованы, а именно выбиты) в камне, а потом подкрашены — тратилось много времени, иногда этому посвящалась вся жизнь. Зато об этом человеке остается память. Сложно представить такое в мегаполисе – у нас бы это назвали «сизифов труд» и маловероятно, что было бы оценено по достоинству. Там же это считается в порядке вещей и приравнивается к труду не меньшему, а даже и большему, чем просто земледелие.

Казалось, руку протяни

И вот она гора, дотронься,

Но до нее идти, идти…

Мы не отступим, мы — прорвемся!

Тропу немного видно )) Временами тропа превращалась вот в такое:

Но все трудности окупались видами:

И это придавало сил!

Первый день похода прошел на волне адреналина. Мы довольно быстро шагали, благо дорога позволяла. В начале пути она ровненькая, как из сказки — выложена «из желтых кирпичей».

Вырубленные прямо в скале ступени довольно затейливой формы и размера. Ровно идти не получится и приходится петлять, выискивая место для ноги поудобнее.

Нас сразу предупредили, что раз мы самолетом с долины поднялись на 2000 м, то организЬму нужно время, чтобы адаптироваться. Т.е. желательно не бегать, не прыгать и не скакать, и спокойно и размеренно идти вперед.

Угумс. Это ж я! Вокруг столько разных цветочков! Меня оттаскивали чуть ли не от каждого куста )) А какие там цвели мелкие ирисы )) Ведь каждый нужно было зафотографировать ))

Я еще наверх успевала поглядывать. Это «тингри» — шелковая сосна

Кстати, вот она я )))

На второй день предстоял трудный переход. Нам надо было дойти до поселка Намче-Базар – места отдыха, акктиматизации и реабилитации. Гид предупредил, что будет нелегко. Он соврал. Было очень трудно. Там идет сплошной серпантин — в гору-в гору-в гору, безостановочно, слева-направо, справа-налево, и снова, и снова.

Последние километры мне давались тяжело, хотелось все бросить, сесть и никуда не двигаться. Но впереди шла основная группа, я не могла их подвести. И снова шла и шла. Навстречу спускались туристы и, видимо, выражение моего лица им сказало все, что я думаю по поводу этого подъема. Милая англоговорящая женщина сочувственно положила мне руку на плечо и посоветовала держаться, «Это — говорит, — самый сложный участок. Дальше будет легче, поверьте. Мы его прошли и у вас получится».

Не скажу, что мне прямо сразу стало легко. Но уныния поубавилось, а вот злости — правильной —  прибавилось.

Вот он, Намче-Базар, высота 3340 м (на фото вид сверху, мы день проходили акклиматизацию и бегали радиальные маршруты). Мы подошли с нижней части горы. Наш гест видно — в самой середине снимке, длинный, с зеленой крышей

В доме я поднялась на второй этаж и села на лавку у стены. Такая апатия накатила, ничего не хотелось. Хотя я, по сравнению со своими тренированными сотоварищами, пришла позднее всего на 20 минут, а мне казалось, что прошла вечность.

Прискакал перепуганный гид, увидел, что я в порядке (ему мой мальчик-портер, видать, нажаловался). И знаете, чем там снимают усталость? Стаканом горячего лимонада! Дома я такую гадость ни в жисть не выпью, а здесь очень чудненько зашла и почувствовался прилив сил. Не знаю, может они туда что специально намешали, тайну так и не раскрыли ))

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

P.S. Автор статьи и фотографий Алёна Осипенко. Копирование и распространение без разрешения автора запрещены.