Путешествие по Монголии на мотоцикле. Часть I
Здравствуйте, дорогие читатели! Этот рассказ – о Монголии. О стране, которую, возможно, многие из вас (и я когда-то тоже, признаюсь честно… ) представляли скучной серой степью, в которой нет ничего интересного. Оказалось — всё не так! О своей поездке в удивительные, контрастные, завораживающие места рассказывает путешественница Ирина Хомякова, недавно вернувшаяся из Монголии…
Сколько времени заняла подготовка к путешествию и дорога до Монголии? Какие документы пришлось подготовить?
Подготовка к поездке начинается с момента ее задумки, а я задумала ее еще в 16-м году, но тогда моя попытка с треском провалились, и я не доехала даже до границы. Так как маршрут был давно готов, за один вечер мы подкорректировали и подтвердили. Это было, кажется, прошлой осенью. Потом потихоньку начались покупки недостающих вещей, коих было не много, потому что набор вещей на мотоцикле от путешествия к путешествию обычно не меняется. Самый активный момент был за месяц перед поездкой, мотоциклы тестировались, вещи проходили тщательную инспекцию, делались дополнительные доработки в снаряжении. И в назначенный час мотоцикл стоял на старте полностью подготовленный и снаряженный.
До Монголии мы ехали примерно неделю, так как в Бийск, где нас ждала внедорожная резина для мотоциклов в транспортной, мы прибыли вечером в субботу и вынуждены были пережидать выходной. В поездке мозг совсем перестает следить за временем, есть день и есть дорога, а какой это день недели и сколько мы уже едем напрочь вылетает из головы. А так можно и дней за 5 доехать.
Для россиян не нужны никакие дополнительные документы для въезда в Монголию, кроме загранпаспорта и, в нашем случае, стс мотоцикла. Безвизовое пребывание в Монголии для граждан России составляет 30 дней
О чем нужно знать самостоятельным путешественникам, решившим вот так вот отправиться в эту далекую страну?
Отправляясь самостоятельно в Монголию, нужно в первую очередь иметь представление о том, куда вы едете. Монголию можно всю проехать по асфальту и достаточно крупным городам с гостиницами и кафе. Но, если вы хотите в полной мере насладиться всеми ее красотами, будьте готовы к экстриму.
Вода — самое ценное, что у вас будет, особенно в пустыне Гоби, так как там в радиусе 100км вы не встретите ни людей, ни источников воды, а высокая температура и сухой воздух приводят к перегреванию организма в считанные минуты. Все это усугубляется отсутствием дорог и довольно тяжелые грунты на пути-глубокий песок, жуткая гребенка, каменные перевалы.
Если вы отправляетесь на машине, то это должен быть подготовленный, полноприводный автомобиль, тоже касается и мотоцикла, но пилот должен иметь хорошие навыки внедорожной езды, иначе ваша поездка превратиться в ад. Велосипедные маршруты по Гоби практически невозможны, ввиду больших расстояний между населенными пунктами и тяжелыми условиями окружающей среды.
Для примера расскажу, у нас было запланировано на маршруте посещение каньона Хармен Цав.
До него от ближайшего оазиса, где есть вода, Зулганай, 35км. Сразу оговорюсь, что это небольшой ручеек в каньоне и там вы будете пить воду вместе с животными, пить можно, если подняться чуть выше к источнику, и обязательно кипятить.
Так вот, эти 35 километров — это песок. Местами плотный, местами очень рыхлый, местами изрезан потоками воды во время дождей. Да, да, они бывают в пустыне. Эти 35 километров на мотоциклах мы ехали пол дня. У нас было 5 л воды, которая стремительно заканчивалась, нам повезло, что на встречу нам ехал УАЗ, и с нами поделились еще 5-ю литрами воды. Наступил момент, когда мозг перестал понимать суть происходящего. Руки и ноги просто делали свои привычные движения, чтобы мотоцикл ехал.
В какой-то момент силы враз покинули нас. Мы просто остановились и упали в скудную тень под мотоциклы. Пролежав так полтора часа, мы приняли волевое решение вернуться в Зулганай, пополнить запасы воды и двигаться дальше по маршруту, не доехав до цели 5 километров. Это было очень обидно.
Следующий оазис с водой Наран Даац от каньона находится на расстоянии примерно 65 километров.
И все тот же песок и гребенка.
Если вы путешествуете на машине, это немного легче, но опять же не стоит забывать, что должен быть навык внедорожной езды. Пустыня коварна, поверхность сливается в одно серое пятно. Ровная дорога может резко оборваться вниз, или таить под казалось твердым грунтом песчаную ловушку. Машины тоже переворачиваются, и стоит помнить, что помощь не придет в течение большого количества часов или даже дней. Только полноприводные автомобили с высоким клиренсом, или эндуро мотоциклы способны покорить эти пространства. Другого транспорта там нет. Очень популярны здесь машины тойота Land Cruiser и наши «Буханки», как ни странно, здесь они встречаются очень часто — и в основном почти новые экземпляры.
Девушка-экскурсовод на Хонгорын Элс нам рассказывала, что «Буханка» популярна среди иностранных туристов, для них это экзотика, а ей бедной приходится трястись не одну сотню километров вместе с ними.
Еще, отправляясь в Монголию, нужно помнить, что указателей здесь нет, есть безумное количество дорог, которые переплетаются и расходятся в разные направления. Обязательно с собой навигатор и бумажная карта. И не радуйтесь, если по маршруту вам нужно проехать всего 100км, эти 100км вы можете ехать целый день.
Еще хочу сказать немного о погоде в Монголии, она меняется молниеносно за время пути.
Когда мы въехали в Монголию, в районе поселка Улгий нас накрыл ледяной дождь. Температура упала до 5 градусов. Он сопровождал нас до пос. Толбо, где мы и заночевали у монгольской семьи. На утро снег лежал на вершинах. Я схватилась за фотоаппарат со словами» надо быстрее фото сделать, а то растает сейчас. Как я была наивна)
Двинувшись в сторону Булгана через перевал, мы встретились с белоснежной пустыней.
Снег, он был везде, снег 26 июня) Мы поднимались все выше и выше по накатанным колеям, местами дорога превращалась в маленькие речки. А перевалив за самую высокую точку перевала, мы от удивления открыли рты. Там все цвело, было тепло и сухо, как будто снег нам только примерещился.
На скудной зелени паслись лошади
А снег лежал где-то вдали на вершинах
При спуске в пустыню столбик термометра взлетел с 24 до 38 буквально за час.
Да, отправляясь в Монголию за ее нетронутой красотой будьте готовы к экстриму.
Тут жара и холод ходят рука об руку, к тому же, постоянно дуют холодные ветра. Поэтому одежда у вас должна быть и теплая, и легкая, обязательно удобная, потому что вы будете постоянно находиться в условиях похода.
Обязательны дождевики, причем, лучше куртка и штаны, потому что дождь льет во всех направления. В последнее время в туристическом направлении все больше используют мембранную одежду. Вот она будет очень актуальна в Монголии и, конечно же, теплые флиски и термобелье. То же касается и обуви. Она должна быть удобной для походов, даже если вы собрались ходить только по песку. Большая вероятность, что вы наступите на сухую ветку колючки, а это очень неприятно. К примеру, она протыкает и покрышку колеса, и пластиковую канистру насквозь.
Ещё интересно почитать про Памир (для тех, кто любит экстремальный отдых и адреналин), про Сербию (для тех, кто ценит неспешный отдых в стиле «полако» ) или про Кипр — особенно оценят любители хорошего пляжного отдыха!
Хороших вам путешествий!
Потрясающий рассказ, потрясающие фото!!! Я в восторге!!! А трейлер в начале просто обалденный!!!! Я его уже трижды пересмотрела! И жду-жду-жду продолжения и видео!!!
Огромный респект путешественникам! Ребята, вы просто герои! В таких условиях, на мотоциклах! И при этом ещё делаете видео, фото! Я от рассказа о Памире до сих пор под впечатлением, а Монголия-то ещё круче! Спасибо за такой интересный рассказ, за фото, за видео!