Кунсткамера, Санкт-Петербург
Кунсткамера (точнее – музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) расположена недалеко от Меншиковского дворца и напротив Эрмитажа – только мост перейти. В принципе, в центре Санкт-Петербурга все основные достопримечательности находятся практически рядом. Но их настолько много (да и сам город как музей под открытым небом), что глаза разбегаются. Кажется, что все эти дворцы, музеи, парки галереи смотреть – не пересмотреть.
А время на это нужное и интересное дело обычно ограничено. Огромная часть туристов выбираются в славный город Петра на 2-3 дня, что совсем уж кощунственно. Это только мельком кинуть взгляд и уехать с чувством жуткого сожаления. Дней 10-15 – уже лучше, но даже в этом случае стоит четко планировать, что посетить стоит, а что – не столь важно.
Это я веду к тому, что Кунсткамера – место противоречивое. Эмоции вызывает неоднозначные. С одной стороны, здесь собрана потрясающая, уникальная коллекция предметов, раскрывающая традиции и «описывающая» повседневный быт разных народов куда ярче, чем любой учебник истории. С другой стороны, аномалии и «диковинки» Кунсткамеры могут повергнуть в дрожь впечатлительных посетителей.
Так что, уважаемые путешественники, основная цель этой статьи – помочь вам составить общее представление о музее и составить собственное представление, стоит ли туда идти.
Петр Великий начал скупать «заморские диковинки» во время своих путешествий в Англию и Голландию. Коллекция здорово расширилась, когда нидерландский аптекарь Альбер Себя продал императору предметы из собственной коллекции.
Еще государь приобрел коллекцию мертвецов доктора Фредерика Рюйша и узнал секрет бальзамирования. С одной стороны это шокирует, да. С другой стороны, благодаря деятельности этого профессора анатомии медицина того времени здорово шагнула вперед. Кстати, дети Фредерика Рюйша продолжили его дело, став врачами.
В общем, все относительно. Кстати, если в Европе многие богатые люди собирали «диковинки» с целью потешить себя и развлечь гостей, но наш царь преследовал все же цели просветительские. Не зря музеем управляли знаменитые ученые, выдающиеся умы своего времени. Например, Михаил Ломоносов или Павел Штернберг – известный российский астроном.
Итак, коллекция Кунсткамеры разрасталась. Открытие музея состоялось в тысяча семьсот двадцать восьмом году. Вход царь сделал бесплатным, и зачастую с огромным удовольствием демонстрировал гостям собственную коллекцию. Наверное, чтобы иметь «в гидах» самого царя, туда стоило сходить…
Сейчас стоимость билета в Кунсткамеру для взрослых составляет 300 рублей. Пенсионерам и школьникам и студентам дешевле – 100 рублей. Музей работает до 6 часов вечера, однако, касса закрывается часом ранее. Последний вторник месяца здесь санитарный день.
Время бесплатного посещения – третий четверг каждого месяца. Однако, эта льгота не распространяется в период с 1 мая по 31 августа.
Пожалуй, гостям города удобнее всего доехать до станции метро «Адмиралтейская». Затем пройти по Дворцовому мосту, миновать Зоологический музей и войти в двери зеленого здания с башней посередине. Это и есть Кунсткамера.
Экспозиции разделены по странам и континентам: Северная Америка, Япония, Индокитай, Африка, Индонезия, Индия, Монголия, Корея, Ближний и Средний Восток, Латинская Америка.
Собственное помещение занимает Готтропский глобус. Неудивительно, ибо его диаметр – 3.1 метра. Глобус-планетарий был создан по проекту Адама Олеария. Изделие, покрытое медными листами и холстом, весило более трех тонн. В 1713 году глобус отправился как дар дипломатии в Санкт-Петербург – к нашему царю. В наш век самолетов и грузовиков трудно представить, что какую-то ценную вещь можно транспортировать целых три года…и ведь довезли же в целости! Сколько же сил и средств это заняло… Тем ужаснее потеря, случившаяся в 1747 году, когда «дипломатический подарок» сгорел во время пожара. Уцелел лишь фрагмент, на котором изображен геральдический щит.
Нынешний же глобус – восстановленный вариант.
Самая неоднозначная экспозиция – та самая, естественнонаучная. Это здесь анатомия и аномалии, животные, рыбы и рептилии. Наверное, для того, чтобы максимально бесстрастно и беспристрастно осматривать это отделение, стоит помнить, что затея Петра предполагала не забаву или глумление, но ставила целью узнать, как устроен и функционирует человеческий организм, какие необычные животные обитают рядом с нами. Кто мы в этом мире…
Что ж, решайте сами, стоит ли вам посещать Кунсткамеру! Те же, кто уже был в этом музее — делитесь впечатлениями!
Статья и фото: Ольга Гостюхина. Копирование и распространение материала без разрешения автора запрещено.
Рекомендую почитать на сайте:
http://ovedma.ru/tihoe-ocharovanie-slovenii/
Мне не понравилось там. Петр 1 был каким-то уж слишком большим оригиналом, собирая трупы по Европе. Особенно шокирует, что он сам гордился своей коллекцией и водил желающих на экскурсию(((
Типа туда кто-то по собственному желанию мог пойти!!!