Монголия на мотоцикле. Часть III
Итак, друзья-путешественники, сегодня заключительная часть репортажа о путешествии по Монголии на мотоциклах. Первую и вторую части можно найти здесь и здесь. Своим опытом делится путешественница Ирина Хомякова. Кстати говоря, яркие впечатления подарила не только сама Монголия, но и путь к этой загадочной и прекрасной стране.
Какие еще испытания преподнесла Монголия? Что было самым трудным?
Пожалуй, выехать на асфальт. Наш маршрут пролегал по грунтовым дорогам, если их можно так назвать. Асфальтированные участки попадались очень редко, но, когда мы повернули обратно, и через какое-то время вдалеке я увидела ровную черную линию, несмотря на мою физическую усталость я не хотела на него выезжать, потому что понимала, что это конец, конец приключениям, конец нашей кочевой жизни и это было самым большим разочарованием за всю поездку. Меня как будто выдергивали из прекрасного, сказочного мира в суровую реальность. Конечно, в пути у нас было много трудностей, да у нас каждый день были трудности))
Особенно тяжело было ехать по высохшим руслам рек.
Дно их из крупного, тяжелого песка, и все бы хорошо, но оно изрезано колеей от колес машин, и мотоцикл бросает в этой колее, а ехать нужно с определенной скоростью, иначе он просто зарывается в песок. Где можно проехать по целине уже хорошо, но иногда и она бывает очень рыхлой, что даже на скорости, мотоцикл тонет, а есть узкие места, где колею ну никак не обойти. Это очень выбивает из сил и выматывает психологически.
Еще раздражала гребенка на дороге.
Песок, вылетая из-под колес, ложится на дорогу в виде волн, и они постепенно растут и уплотняются, образуя гребенку. Она довольно плотная, и колесо не разбивает ее, а скачет по верхушкам, создавая невыносимую вибрацию на всем мотоцикле, отчего раскручиваются болты, отвязывается багаж и стрясаются все органы в твоем теле.
Гребенка, пожалуй, была самым большим раздражителем за всю дорогу. Ну, и самое удивительное: мы «хлебнули» мокрой глины в пустыне. Еще сидя на вершине бархана я шутила, что все грунты мы попробовали, осталось в мокрой глине повозиться. Ох, лучше бы я этого не говорила, ибо Монголия все слышит, и она исполнила мое «желание». Не успели мы отъехать и 20км от Хонгорын Элз, нас накрыл дожди, и вот уже блестит красное поле в низине.)) Как мы въехали в него, так и встали. Резина сразу забилась глиной и превратилась в слик.
Мотоцикл не то, что не едет, он и стоять-то не может, просто выскальзывает из-под тебя и падает. Да что там мотоцикл, мы сами стояли с трудом. Было принято стратегическое решение — пообедать, а дальше — как пойдет. И погода сжалилась над нами, дождь перестал лить, и вода мигом впиталась в рыхлый грунт, и он больше не походил на мыло. По дороге все равно было еще тяжело ехать, потому что она укатана, но по целине вполне комфортно, насколько это возможно — мы вызволили наши мотоциклы из глиняного плена.
И все эти трудности казались такими ничтожными перед появившейся на горизонте ровной черной полосой.
Какие впечатления Монголия оставила от людей, еды, быта местных жителей? Было что-то, вызвавшее удивление? Что категорически не понравилось?
Монголы очень гостеприимны, хотя и беспардонны. Наши мотоциклы были для них диковинкой. Мы каждый раз собирали толпу вокруг, они их бурно обсуждали, трогали разные детали, крутили ручку газа, нажимали кнопки.
Они всегда сравнивали свои мотоциклы с нашими. Особой популярностью пользовался радиатор и задний амортизатор у мужчин и багажные системы у женщин. Ночлег мы искали по принципу увидели открытые ворота, жестами попросили поставить на территории палатки, и нам ни разу не отказали. А один раз был случай, мы не поняли кто хозяин юрты и поехали по поселку искать место. Так хозяин прыгну на свой мотоцикл и за нами, буквально за руку тащил к себе, потом всей семьей помогали ставить палатки и принесли фонарик на пауэрбанке, чтобы осветить территорию. Вот такие они монголы, простые и гостеприимные. Сами живут скромно, хотя у каждой юрты есть спутниковая тарелка.
Машины есть не у всех, зато у всех есть мотоциклы, такое ощущение, что они с коней пересели на мотоциклы.
Да, они все китайские, малокубаторные, но мотоциклы, я нигде не видела такое их скопление. На них ездят все: взрослые, старики, дети, мужчины и женщины.
Многие из монголов до сих пор кочуют, в одном из дворов, в котором мы ночевали, стояла «Буханка», набитая вещами, явно готовились к переезду. Живут в юртах, Монгол гэр, они ее называют. В больших городах и поселках много домой, но вот что удивило, откуда у них деревянные дома, настоящие срубы! Это ж сколько усилий нужно, чтобы привезти сруб сюда по этим дорогам! Причем мы встречали срубы в таких местах! Как говорится, все возможно, на невозможное нужно потратить чуть больше сил.
Самое, пожалуй, негативное впечатление вызвала местная еда.
Опять же повторюсь, на нашем маршруте туристов никто не ждет и к этому нужно быть готовым.
Основное блюдо — блюдо с бараниной, они ее добавляют во все, что можно, причем, готовят они ее не очень искусно. Самые распространенные блюда: бузы(манты с бараниной), хушур (чебурек с бараниной), цуйван (лапша домашнего приготовления с бараниной, иногда добавляют картошку, с бульоном, или без, мы видели оба варианта)
Ну так вот, избалованному туристу такая пища не покажется пищей богов)) Только в одном поселке нам принесли по-настоящему вкусное блюдо из баранины и это скорее было исключение. Но мы ели, иногда не целиком, нас спасало то, что вечером и утром мы готовила сами и могли себе позволить в обед не доесть порцию. А порции выдают всегда немаленькие! Почти в каждом поселке есть кафе, но все они почему-то похожи снаружи на сараи. Непонятно: вот стоит магазин, весь отделанный сайдингом по последнему слову и рядом кафе, ну сарай сараем.
Внутри они тоже не отличаются убранством, все просто: деревянные столы и скамейки, в принципе, чисто, но пахнет бараниной. В одном из поселков в кафе не было еды, но нам любезно предоставили горячую воду и посуду, чтобы заварить, купленную нами лапшу быстрого приготовления)) И, стоить отметить местный чай — это черный или зеленый чай, заваренный в молоке, иногда добавляют соль. Ничего не хочу сказать, но не мое это)) Если вы не попросите в кафе «липтон ти», вам принесут именно такой напиток, и он во всех кафе бесплатный.
Еще у них нет овощей, им просто неоткуда взяться))
Монголия показалась дружелюбной? А туристически ориентированной?
Как бы это по точнее выразить?! Туристов мы не видели))
Но в такие места, как Хонгорын Элз, все же, начинают активно свозить туристов. Там, где были мы, я могу точно сказать, мы видели пару на Land Cruiser из Кемерова и «буханку» с парой туристов из Кореи с гидом около Хармен Цав, и китайца на мотоцикле в Гурвантесе, он путешествует из Пекина в Москву, и все. Все остальные путешественники нам встречались только на асфальте. Не могу сказать про туристоориентированность, потому что мы не были в местах, куда ездят туристы. Есть несколько определенных мест, куда можно вполне комфортно доехать, но настоящая Монголия все же остается доступной для смелых сердец.
А люди, люди везде добрые. У нас не было случаев, чтобы нам где-то отказали, или создавали неприятные ситуации, они немного бесцеремонные, но мы к этому быстро привыкли.
Хотели бы вернуться туда вновь?
Мне кажется этот вопрос в ответе не нуждается, учитывая, что мы проехали только половину нашего маршрута и вынуждены были повернуть домой. Хочу только отметить, что, планируя поездку на машине, или на мотоцикле, нужно закладывать больше времени, чем вы думаете, потому что это непредсказуемая стихия. И если вы хотите все посмотреть и окунуться в природу, рассчитывайте, что вы будете проезжать по 150-200км в день.
Еще я советую записать некоторые фразы, самые необходимые, на монгольском, потому что они говорят только на своем языке. Может где в больших городах и встречаются русско- и англоговорящие, но большинство на монгольском.
Хороших вам путешествий и увлекательных ежедневных открытий!
С уважением, Ольга Гостюхина, автор сайта ТуризмоВедение
Великолепный репортаж! Все три части! Спасибо! Очень понравилось!