Чаевые. Больной вопрос

давать или нет чаевые

Чаевые принято давать в тех сферах общения, где подразумевается оказанная услуга. Например, донесли вам тяжёлые чемоданы с ресепшена в номер. Обслужили в кафе – качественно, с душой. Например, так, что вы почувствовали себя роднёй князю Монако, хоть и заказали лишь пиццу, чай, салат и мороженое. Быстро обслужили на заправке, улыбаясь по-настоящему приветливо и дружелюбно.

Чаевые как искренняя благодарность — это прекрасно!

«Услуга» тут может быть конкретно выраженной или лишь ощутимой. Поднявшееся настроение и желание улыбнуться в ответ – это тоже помощь. И еще какая! Особенно, для путешественника. Но бывает и по-другому.

Дело было в Париже…

Столицу Франции я посетила автобусным туром в составе большой экскурсионной группы.

Человек двадцать, не меньше. Не у одной меня эта поездка за границу оказалась первой. Так что, не удивительно, что мы смотрели по сторонам, открыв рот. А гида вообще встретили с восторгом.

Представительный мужчина в темном костюме и с микрофоном казался солидным и опытным. Вот уж он нам покажет! Вот расскажет!..

Ага. И рассказал, и показал…

Начал сей товарищ с перечисления своих званий и заслуг. Мы сразу узнали, что в их число входит записанные диски с экскурсиями собственного производства. И цену узнали – все ж именно к тому и шло.

Самореклама заняла всю дорогу до Версаля. Потом мы стояли у ворот. Экскурсовод наш гордо возвышался, размахивая флагом. Почему-то, грузинским…

«Возвышался» сей достойный мужчина и в переносном смысле, отчитывая каждого, кто, на его взгляд, слушал недостаточно внимательно. И прямо запрещал фотографировать, пока он держит речь.

Тем не мене, оба дня в Париже оказались прекрасными.

Правда, не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ стараниям экскурсовода. Который, кстати, вновь и вновь прерывал рассказы о парках, храмах и площадях весьма навязчивой рекламой собственных дисков. Кто отвлекался или спрашивал о достопримечательностях – мог сурово одёрнуть.

Но вот и закончилось пребывание в Париже. Наша группа уезжала дальше, в Германию. Гид же оставался во французской столице. Когда мы заняли место в автобусе, мужчина обратился к нам с прощальной речью. Финишным аккордом стало:

— …вежливые люди обычно при прощании друг друга благодарят. Я благодарю вас за те два прекрасных дня, что вы были со мной. Я старался сделать ваш отдых интересным и насыщенным. Поэтому – будьте добры передать по рядам этот стаканчик…

Да, вы всё верно поняли. В стаканчик предполагалось положить самую что ни на есть вещественную «благодарность» — чаевые.

Несмотря на то, что услуги экскурсовода были, конечно же, оплачены (и не дёшево), мужчина искренне считал, что заработал щедрые чаевые. Более того, он еще пристыдил засомневавшихся, пробурчав что-то про «приличное общество».

Мне стало мерзко, честно говоря. Даже не столько от действий экскурсовода – с ним всё было понятно ещё два дня назад. Сколько от поведений почти всей группы. И вчера, и позавчера народ негодовал, ругался, жаловался друг другу на редкостную беспардонность гида. Даже на непрофессионализм – он умудрился переврать несколько важных фактов. Теперь же люди один за другим открывали кошелёк и опускали в стаканчик монетки и бумажные купюры. Вдруг их вычеркнут из «приличного общества» ?..

Я ничего не положила в стаканчик.

И впредь не давала чаевых тогда, когда мне НЕ хотелось этого делать. И, честно говоря, мне не приятно, когда чаевые априори включаются в счёт. Нет, не потому, что жалко денег. Просто – а с чего, собственно, за меня решили, насколько мне понравилось такое обслуживание? И что оно мне вообще понравилось в данном заведении? Разумеется, скандалить в такой ситуации – недостойно. И не стоит. Пусть это лукавство останется на совести менеджеров.

Я совсем не противник чаевых)) И считаю, что путешественнику, отправляющемуся в ту или иную страну, нужно узнать заранее, сколько принято оставлять на чай в тех или иных города/заведениях. Учесть, принять к сведению. Но оставлять только в том случае, если он сам испытывает это желание!

Чтобы не быть голословной, скажу, что я действительно так делаю. Если это отель, то, выезжая, я стараюсь написать какую-то приятную записку. Хотя бы слово «спасибо» черкнуть на салфетке – в приложении к деньгам. Это не сложно, когда благодарность – искренняя.

Что ж, друзья, это мое мнение) Личное и субъективное – такое, каким оно является на сегодняшний день. Но мне было бы интересно узнать и ваше! Итак, пишите, что вы думаете по вопросу чаевых! Давайте обсудим!

С уважением, Ольга Гостюхина, автор сайта ТуризмоВедение

Канал сайта на Яндекс.Дзен

Инстаграм

Вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *